Вторник, 06 Марта 2012

Обзор СМИ

14 октября 2011 г.

 

 

 

 

Земельный вопрос - категоричный ответ. Минэкономразвития предлагает ликвидировать традиционную классификацию земель

(Татьяна Смольякова, "Российская газета" - Столичный выпуск №5607 (231))

В распоряжении "РГ" оказался законопроект, который кардинально изменит классификацию земель и упростит земельные отношения в стране. Законопроект подготовлен министерством экономического развития и внесен в правительство. Уже в осеннюю сессию его планируется внести в Госдуму.

Главная новация - отказ от традиционного деления земель на семь категорий, остаются только три особых категории: земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и земли водного фонда. Все, что туда не попадает, останется вне категории и будет классифицироваться по 13 территориальным зонам в зависимости от назначения. Например, жилые зоны, промышленные, сельскохозяйственные и так далее. Для каждой зоны законопроект дает исчерпывающий перечень объектов, которые на ней могут располагаться.

Территориальная зона - это совокупность смежных земельных участков, в отношении которых установлен единый перечень видов разрешенного использования или один вид использования, за исключением земельных участков в границах особо охраняемых категорий земель.

Итак, что означает на практике новая земельная конструкция? Кому и как она облегчит жизнь? С этими вопросами "РГ" обратилась к одному из разработчиков законопроекта - директору департамента недвижимости минэкономразвития Андрею Ивакину.

Российская газета: Андрей Иванович, к кому законопроект обращен в первую очередь - гражданам или предпринимателям?

Андрей Ивакин: Граждане редко сталкиваются с необходимостью строительства, а если сталкиваются, то у них, как правило, уже есть участок под застройку. А вот бизнесу довольно часто приходится заниматься оформлением земельных участков. Поэтому для предпринимателей этот законопроект, думаю, окажется очень полезным.

Ивакин: Сейчас есть две процедуры, которые необходимо пройти, чтобы приступить к строительству, - изменение категории земельного участка и вида разрешенного использования. Категорию меняют органы федеральной, региональной или местной власти. Какой именно орган власти, зависит от целого ряда факторов. Определение разрешенного использования относится к полномочиям органов местного самоуправления. Если, например, федеральный орган изменил категорию, это еще не означает, что орган местного самоуправления изменит разрешенное использование. Мы же предлагаем вместо двух этапов разрешений и согласований оставить один.

РГ: Какой уровень власти будет решать эти вопросы? Территориальные зоны сейчас есть?

Ивакин: Зонирование законом уже предусмотрено, но действует только в тех муниципальных образованиях, где утверждены правила землепользования и застройки. По закону они должны быть утверждены до конца этого года по всей территории страны.

РГ: А реально сколько регионов имеют такие правила землепользования?

Ивакин: Больше половины. Сегодня для изменения разрешенного использования необходимо изменить правила землепользования и застройки в части целой территориальной зоны. Если они не утверждены, то это решение органа местного самоуправления в отношении одного участка.

РГ: Сколько обычно времени занимает оформление этих земель?

Ивакин: Этот вопрос законодательно не урегулирован. Нет сроков изменения категории, нет сроков на изменение разрешенного использования при наличии правил землепользования и застройки.

РГ: В таком случае чиновник может затягивать процесс сколько угодно, вымогая деньги.

Ивакин: Если порядок принятия решений не урегулирован, всегда есть возможность злоупотреблений.

РГ: В новом законе оговариваются сроки?

Ивакин: Нет. Процедура изменения разрешенного использования установлена сегодня в Градостроительном кодексе. Мы ее не изменяли.

РГ: То есть это следующий шаг?

Ивакин: Наверное, да. Задача на данном этапе - отменить категории.

РГ: Насколько станет легче, проще, быстрее после вступления в силу закона перевести, например, зону сельхозназначения в жилую зону?

Ивакин: Сроки сократятся как минимум в два раза, но главное, что процедура станет прозрачнее. Это не означает, что будет приниматься более произвольное решение. Дело в том, что правила землепользования и застройки - это такой документ, который предусматривает комплексную картину в отношении всего муниципального образования. Там указаны зоны жилой застройки, зоны сельскохозяйственного использования, промышленные зоны и т.д.. Это комплексный документ. Это понятный подход к определению использования земли.

Что касается категорий земель и их перевода из одной в другую, сегодня это индивидуальное решение по каждому участку. И абсолютно непонятно, исходя из каких соображений органы власти принимают решение перевести участок или не перевести. Поэтому мы убираем лишнюю процедуру с категориями, но не с разрешенным использованием - она сохраняется, но конструкция становится более прозрачная и понятная.

РГ: Помимо Земельного кодекса законопроект вносит поправки также в Лесной и Водный кодексы. Вы не ожидаете возражений со стороны экологов?

Ивакин: Поправки в Лесной и Водный кодексы носят технический характер, они не изменяют подходы к изменению границ водного и лесного фондов. Сейчас эти процедуры изменения границ содержатся в одном законе, мы их переносим в Лесной и Водный кодексы без изменения содержания.

РГ: Какие прогнозы по срокам принятия закона и по срокам ввода его в действие?

Ивакин: По срокам принятия я не могу прокомментировать. По срокам вступления в силу - он не может вступить в силу до тех пор, пока не будут утверждены правила землепользования и застройки.

 

Карту пометят гербом. Президент определил, чем украсить универсальную электронную карту

(Марина Грицюк, "Российская газета" - Федеральный выпуск №5607 (231))

Государственный герб России украсит универсальную электронную карту (УЭК), распространение которой начнется в следующем году.

Указ о нанесении герба на карту подписал президент страны Дмитрий Медведев. Документ размещен на официальном сайте Кремля, сообщает Интерфакс. "Установить, что государственный герб Российской Федерации помещается на универсальной электронной карте, выпуск, выдача и обслуживание которой осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", - говорится в указе.

Напомним, УЭК должна "войти в оборот" в 2012 году. И с 2014 года она будет внедрена повсеместно. Карта заменит собой многие документы. Как минимум в нее будут внесены паспортные данные человека, ИНН, номера социальных страховых счетов - пенсионного, обязательного медицинского страхования. Также в нее может быть вшита и другая информация о владельце, вплоть до его медицинской карты, группы крови, инвалидности. Технологии позволяют записать на карту программное обеспечение для многих услуг как федерального, так и муниципального уровня. Например, дать возможность владельцу карты оплачивать проезд в муниципальном транспорте или административный штраф за стоянку в неположенном месте. Но для этого орган исполнительной власти или организация, которая хочет представлять услуги с использованием УЭК, должны будут обратиться в министерство экономического развития. Так что полный список услуг, которые можно будет получить с помощью карты, пока не определен.

 

                                                                                                                                             12 октября

 

 

Земельный передел. Минэкономразвития предлагает проще обращаться с землей

(Татьяна Смольякова, "Российская газета" - Столичный выпуск №5604 (228))

Министерство экономического развития внесло в правительство законопроект с поправками в Земельный, Градостроительный, Водный и Лесной кодексы, цель которых существенно упростить в стране земельные отношения.

Прежде всего для этого предлагается отменить действующую систему деления земель на категории. Сейчас их, напомним, семь: сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности (а также энергетики, транспорта и связи), земли запаса, особо охраняемые природные территории, земли лесного фонда, водного фонда. Каждая из этих категорий делится по видам разрешенного использования. Теперь предлагается особо выделить три категории.

Накануне на "круглом столе" в Госдуме, посвященном проблемам создания цивилизованного рынка земли, директор департамента недвижимости минэкономразвития Андрей Ивакин объяснил позицию министерства: из-за дублирования с институтом зонирования, предусмотренного в Градостроительном кодексе, предлагается сохранить только три категории земельных участков - земли особо охраняемых природных территорий, земли лесного фонда и земли водного фонда. Остальная территория должна подлежать зонированию, считают в минэкономразвития.

В соответствии с законопроектом "прочие" земли будут делиться на 13 зон. В том числе жилые, промышленные, сельскохозяйственные... Как полагают эксперты, новая система в первую очередь положительно скажется на инвестиционном климате - снимет лишние барьеры в строительстве и сократит сроки реализации инвестпроектов. Сегодня для того, чтобы получить разрешение на строительство, часто необходимо изменить категорию земельного участка и территориальную зону. Для этого приходится проходить два этапа согласований - на федеральном или региональном уровне, а потом на муниципальном. А это время и деньги. И, соответственно, рост конечной цены квадратного метра.

Председатель Комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский также считает очень большой проблемой категорийность земельных участков и связанную с этим оценку земельных участков. Это создает почву для махинаций, когда земля покупается по цене сельхозугодий, переводится из одной категории в другую, а потом продается под индивидуальное жилищное строительство. Разница в цене в этом случае, по словам депутата, может составлять десятки тысяч раз.

Создание цивилизованного рынка земли в стране требует принятия большого пакета принципиальных поправок в земельное законодательство и смежные законы. Многие законопроекты уже находятся на рассмотрении в парламенте. В частности, недавно в Госдуму внесены поправки в Земельный кодекс, которые направлены на совершенствование процедур предоставления земельных участков для строительства и на совершенствование порядка при установлении видов разрешенного использования участков.

 

                                                                                                                                             06 октября

 

 

Квартиру оформят прямо на дому. Росреестр стал оформлять документы о собственности с выездом к ветеранам

(Наталья Козлова, "Российская газета" - Федеральный выпуск №5599 (223))

Важная новость обрадовала многих граждан в Краснодарском крае. Там идет эксперимент, начатый Росреестром.

По нему ветераны, граждане, ставшие инвалидами по болезни или из-за трудового увечья, в общем все, кто физически не может передвигаться, и те, кто старше 70 лет, теперь имеют право на получение госуслуг по месту жительства.

Этой осенью местным жителям не нужно ехать в отделы Росреестра для того, чтобы зарегистрировать права на дом или дачу. Достаточно позвонить, и сотрудник службы сам приедет, чтобы оформить все документы. Если эксперимент будет признан удачным, то его могут распространить на всю страну.

Именно так нестандартно прошел рабочий день у начальника Горячеключевского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю Яны Марковой. Она и специалист-эксперт Роман Кастрыкин вместо того, чтобы, с утра усевшись в своих кабинетах, начать прием граждан, сами поехали домой к двум местным жительницам - Римме Григорьевне Клочко и Екатерине Петровне Поповой. Чиновники навестили пожилых дам, чтобы вручить им уже зарегистрированные документы - свидетельства о государственной регистрации права. После этого чиновники заглянули еще к одному местному жителю Егору Александровичу Сандальчиди. У пенсионера приняли документы на регистрацию права собственности. Единственное объяснение тому, что не граждане идут к чиновникам, а чиновники сами ездят по домам, оформляя нужные бумаги, - это преклонный возраст или тяжкая болезнь.

Что можно попросить, не вставая с дивана? Консультацию, прием документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Еще у ветерана дома примут документы на постановку объектов недвижимого имущества на кадастровый учет. Потом привезут готовые зарегистрированные документы.

Новость о том, что можно вызвать чиновника на дом, распространилась по краю очень быстро. В Геленджикском отделе Росреестра говорят, что вызовов на дом от ветеранов очень много. Буквально на днях местные специалисты приехали домой к двум пенсионеркам. Одна 1937 года рождения, а вторая 1945-го. Обоих проконсультировали, помогли оплатить госпошлину, приняли документы на регистрацию и заявку на выдачу зарегистрированных документов.

По словам одной из женщин, она узнала о новой услуге из местной прессы и была очень удивлена, что специалисты приехали к ней на следующий же день после подачи заявки. По единодушному мнению пенсионеров, новая услуга необходима в первую очередь для людей преклонного возраста, так как помогает сэкономить деньги и время. И, по мнению стариков, исключает мошенничество со стороны недобросовестных риелторов.

Руководитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю Виктор Колодяжный говорит, что перед всеми начальникам территориальных отделов жестко поставлена задача - для ветеранов, инвалидов и всех, кто лишен физической возможности передвигаться, организовать предоставление государственных услуг на дому. Исключений быть не должно.

По словам Колодяжного, до этого в мае был приказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю, по которому для ветеранов Великой Отечественной войны и граждан пожилого возраста (женщин старше 65 лет, мужчин старше 70 лет) устанавливался прием вне очереди по льготным талонам.

Дома можно отдать документы на госрегистрацию прав на недвижимость и поставить имущество на кадастровый учет

Теперь в ведомстве пошли дальше, вообще освободив людей от визита к чиновнику. Вслед за Краснодаром прием документов на дому сделали и в Ханты-Мансийском автономном округе- Югре.

Там, когда ввели обслуживание на дому, ссылались в первую очередь на территориальные особенности региона. Округ огромен, и даже это вызывает неудобства и трудности для пожилых и больных.

"Домашняя" форма помощи Росреестра будет работать не только в окружной столице, но и в крупных городах округа - Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске.

Кстати, оформить заявку может не только сам пенсионер, но и любой доверенный человек ветерана, если он сам это сделать не может.

Прямая речь

Наталья Антипина, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии:

- Выездные приемы сотрудников Росреестра к пожилым гражданам и инвалидам - один из способов повысить качество и доступность предоставления услуг Росреестра. Внедряя современные технологии, мы не должны забывать и о тех гражданах, которые в силу возраста или каких-либо других причин не могут прийти к нам в офисы или воспользоваться Интернетом.

Несмотря на все возникающие сложности при осуществлении приемов граждан на дому, мы будем внедрять подобный опыт работы на территории всей страны.

 

Охота на жильца. Разработан регламент бесплатной приватизации квартир

(Петр Орлов, "Российская газета" - Неделя №5600 (224))

Минэкономразвития опубликовало проект административного регламента Федерального агентства по управлению госимуществом.

Документ определит порядок предоставления госуслуги "Заключение договоров бесплатной передачи в собственность граждан жилых помещений, составляющих государственную казну Российской Федерации, занимаемых ими на условиях социального найма". Если в двух словах, речь идет о бесплатной приватизации.

Подать заявление на приватизацию квартиры можно будет в электронном виде. Регламент обещает сделать человека хозяином государственных (де-юре) апартаментов быстро, вежливо и без очередей.

У многих людей в нашей стране есть заветная мечта: получить от государства квартиру и приватизировать ее. Мечты исполняются даже сегодня, когда, казалось бы, никому ничего бесплатно не положено. Нет, как выясняется, такие представления не верны: государство по-прежнему выделяет квартиры определенным категориям граждан.

Например, получают жилье военные. Еще в последние годы немало квартир получают ветераны Великой Отечественной войны. Выделяется социальное жилье и в массе других случаев. Формально квартира государственная, но человек в ней может чувствовать себя полноправным хозяином.

Социальное жилье можно приватизировать, причем это человеку ничего не будет стоить. Законодатели продлили срок бесплатной приватизации жилья до марта 2013 года. Когда соответствующий законопроект обсуждался, вспоминали в том числе ветеранов войны и военных. Говорилось и про закрытые военные городки, которые планировалось сделать открытыми, а значит, люди и там получат право на приватизацию квартир.

Некоторые эксперты и вовсе говорят, что бесплатную приватизацию надо продлить на несколько десятков лет, а то и больше. Или вовсе сделать ее бессрочной. Но это пока только мысли и планы, которые только обсуждаются. И они далеко не бесспорные. Ряд специалистов, наоборот, считают бесплатную приватизацию вредной, мол, из-за нее растут цены на жилье, не появляется по-настоящему социального и доступного жилья, которое можно брать в аренду на долгий срок. Однако это тоже лишь чье-то мнение.

В пояснительной записке к проекту регламента руководитель Росимущества написал, что целью разработки и утверждения документа является повышение качества и доступности результатов предоставления данной государственной услуги, создание комфортных условий для участников, определение сроков и последовательности административных процедур.

Заявителями на получение государственной услуги являются граждане, занимающие жилые помещения, как сказано в проекте документа, "составляющие государственную казну Российской Федерации, на условиях социального найма". Также подать заявление на приватизацию жилья могут родители (усыновители), опекуны с предварительного разрешения органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц в возрасте до 14 лет.

Получить консультации по поводу приватизации можно будет как устно, непосредственно в подразделении Росимущества, так и по телефону и электронной почте. Чего проще: написал по Сети - тебе ответили. Все контакты ведомства должны быть общедоступны, чтобы любой человек в любое время смог их узнать без труда.

В сети Интернет на официальных сайтах ведомства и его территориальных органов должны размещаться адреса, справочные телефоны, адреса электронной почты, текст административного регламента, информационные материалы (полная версия), содержащиеся на стендах в местах предоставления государственной услуги.

Сроки предоставления государственной услуги составляют два месяца со дня подачи документов. В регламенте есть исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги. При этом, если информация уже есть в каком-то другом ведомстве, ее не спросят, а получат сами - по государственным электронным каналам.

Отказать в приеме документов на приватизацию чиновники не смогут. Но есть исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги. Например, если гражданин ранее уже приватизировал жилье. А такое право дается только раз. Или, если выяснится, что квартира не является имуществом государственной казны, приватизация тоже отменяется.

Четко прописаны в регламенте и очереди. Время ожидания при подаче заявления на приватизацию не должно занимать более 30 минут. Продолжительность приема у должностного лица не должна превышать 10 минут по каждому заявлению. Время ожидания в очереди при получении результатов государственной услуги - не более 30 минут.

Должностные лица, предоставляющие государственную услугу, обеспечиваются личными нагрудными идентификационными карточками (бейджами) с указанием фамилии, имени, отчества и должности, либо настольными табличками аналогичного содержания. Человек должен знать, с кем общается.

Места ожидания в очереди на консультацию или получение результатов государственной услуги должны быть оборудованы стульями, кресельными секциями или скамьями (банкетками). Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании, но не может составлять менее 5 мест.

Предусматривается также возможность подавать документы в электронном виде - при наличии цифровой подписи. Так что регламент, если он будет соблюдаться, может превратить бюрократическую, казалось бы, процедуру в легкий и приятный процесс.

 

                                                                                                                                             04 октября

 

 

Росреестром открыта «горячая линия» по вопросам работы электронного межведомственного взаимодействия

С 1 октября 2011 г. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии при предоставлении государственных услуг гражданам и организациям переходит к осуществлению межведомственного информационного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и подведомственными федеральным органам исполнительной власти организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, без участия заявителя. Телефон "горячей линии": 8 800-100-41-14

При обращении за представлением услуг в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы с 1 октября 2011 г. заявитель вправе не представлять документы, получение которых осуществляется в других федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и подведомственных федеральным органам исполнительной власти организациях, участвующих в предоставлении государственных услуг (не представляются выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, лицензии, справки, разрешения и т.д.), кроме документов личного хранения и документов, которые в соответствии со  статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» являются основаниями для государственной регистрации прав (пункт 2 статьи 16)

Для граждан и организаций по вопросам предоставления государственных услуг (предусмотренных утвержденным 14 февраля 2009 года Планом мероприятий по реализации Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года) работает телефон горячей линии: 8 800-100-41-14

 

Обзор СМИ

 

Заплутали в переулках. Бизнес получит государственный реестр элементов улично-дорожной сети и портал адресной информации

(Юлия Васильева, "Российская Бизнес-газета" №817 (35))

Минэкономразвития намерено устранить неразбериху в присвоении адресов различным объектам, создав единый государственный реестр элементов улично-дорожной сети и портал адресной информации. Соответствующий законопроект "Об адресной информации и адресах объектов капитального строительства и земельных участков" представлен министерством к обсуждению.

Сегодня государство активно пропагандирует получение государственных услуг в электронном виде. Однако на практике воспользоваться такой услугой не так просто. Например, для того чтобы получить электронную выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), необходимо сделать запрос по объекту недвижимости. И в ответ получить, что права на объект не зарегистрированы, хотя на самом деле это не так.

Как пояснил Андрей Ивакин, директор департамента недвижимости Минэкономразвития России, такие ситуации связаны с отсутствием единого адресного реестра. "Заявитель указывает адрес, написание которого не совпадает с написанием в реестре прав, - пояснил директор департамента. - Например, сокращение "пр." может означать и проезд, и проспект. Если вы набрали неправильно, то поиск может привести к нулю".

Минэкономразвития намерено устранить неразбериху в присвоении адресов различным объектам, создав единый государственный реестр элементов улично-дорожной сети и портал адресной информации

По словам Андрея Ивакина, разнообразное написание адреса одного и того же объекта в разных документах и информационных системах ведомств создает много проблем не только при получении сведений из реестра права. От этого часто страдают и бизнес, и граждане, обращаясь за теми или иными государственными или муниципальными услугами. Например, оформляя права на земельный участок, можно получить отказ в переоформлении, если в свидетельстве о праве собственности и в техническом паспорте БТИ в отношении одного и того же объекта указаны разные адреса. Новый закон должен решить данную проблему.

Эксперты считают, что вопросы, связанные с отсутствием унифицированной регламентации адресных отношений, действительно требуют практического разрешения.

"Как это ни странно звучит, на сегодняшний день единые стандарты присвоения адресов отсутствуют, - говорит Игорь Сафин, юрист правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры". - Данные инициативы, безусловно, помогут облегчить жизнь и гражданам, и бизнесу, например, непосредственно связанному с адресными рассылками".

Как уточнил Павел Перфильев, партнер юридической компании Vinder Law Office, отсутствие единой правовой регламентации адресных отношений влечет на практике появление "милицейских", "строительных" и всякого рода иных адресов. "Возникают ситуации, когда одно и то же здание имеет разные адреса, один из которых присвоен органом местного самоуправления, а другой отражен в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, - рассказал эксперт. - Подобные противоречия, безусловно, создают серьезные практические препятствия как в реализации прав участникам гражданско-правового оборота, так и судам в правильном разрешении споров, возникающих в отношении соответствующих объектов недвижимости".

Законопроектом, по словам эксперта, даются определения таким понятиям как адрес, объект адресации, адресный план, реестр элементов улично-дорожной сети и элементов планировочной структуры. Также в законопроект внесено положение, на основании которого присвоение адресов объектам адресации осуществляется в соответствии с требованиями, утвержденными уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Информация, содержащаяся в государственном портале адресной информации, будет носить официальный характер и являться обязательной для использования всеми участниками адресных отношений. Установлено, что информация будет представлена в 2 видах: электронный - посредством доступа к соответствующему сайту, и бумажный - посредством ответа на запрос заинтересованного лица. Но в любом виде гражданам и юридическим лицам данная информация будет предоставляться за плату.

При всех положительных моментах законопроекта эксперты также отмечают, что документ носит рамочный характер и имеет большое количество отсылочных норм.

"Учитывая отсылочный характер большинства норм данного закона, необходимость принятия подзаконных актов, определенную озабоченность вызывает именно практический механизм реализации этого закона - поскольку именно подзаконное нормотворчество определенного правительством РФ федерального органа исполнительной власти будет иметь решающее значение на практике", - отметил Павел Перфильев.

По словам Сергея Попова, юриста адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры", в Москве с 01.03.98 г. действуют Положения о присвоении адресов земельным участкам и зданиям и Положение об Адресном реестре зданий и сооружений в г. Москве, так что для самого большого города России, где возможна наибольшая путаница с адресами, представляемый законопроект уже давно не актуален.

"Сложно себе представить, что традиционные для жителей больших городов нумерации домов, четная и нечетные стороны улиц, наименования проспектов и бульваров могут быть свободно унифицированы с малыми городами России, в которых доминирует одно- и двухэтажная сплошная застройка, когда и улицу-то с трудом отличишь от пустыря, - говорит эксперт. - Самый важный вопрос, который нужно задать при рассмотрении законопроекта, это практический смысл всероссийского реестра адресов. Понятно, что это потребует мобилизации больших денежных средств на функционирование аппарата, структуры, создание "Госпортала" и т.д. Но какой практический смысл гражданам, юридическим лицам, государственным органам от наличия массива информации из российских адресов?"

По мнению Сергея Попова, указание информации о том, что находится по данному адресу или кто проживает по адресу, не вписывается ни в законопроект, ни в концепцию об обработке персональных данных. То есть максимум что можно получить из справочника, это понимание того, существует ли определенный адрес или нет. При этом внесение всех адресов одномоментно в справочник невозможно, поэтому достоверен он будет лишь для вновь присваиваемых адресов.

Помимо этого, как отметил эксперт, обращает на себя внимание обстоятельство, что местные органы при присвоении адресов обязаны подавать соответствующие сведения в специальный государственный орган по адресам, хорошо, если это будет Росреестр, имеющий отделения по всей России, или ФГУП "Почта России". А если нет? Это значит, нужен соответствующий механизм передачи данных из одного органа в другой. Следовательно, управы, муниципалитеты, сельские администрации глухих северных районов должны быть оборудованы соответствующим доступом к ресурсам реестра, иметь выделенный канал связи и т.д.

Кроме того, по мнению Сергея Попова, возникает масса вопросов, на которые законопроект ответа не дает. Например, неясно, как будут регистрироваться сделки с недвижимостью, если адрес регистрируемого объекта в реестр адресов не внесен. Возникнет ли очередной бюрократический круг для собственников квартир, участков и т.п. или для регистрации это будет неважно? Зачем вводить еще один элемент идентификации недвижимых объектов, если и так уже введен кадастр объектов недвижимости?

 

Возьмут на испуг. За задержку зарплаты наемные работники смогут пустить "с молотка" свою компанию

(Елена Кукол, "Российская газета" - Федеральный выпуск №5553 (177))

У сотрудников предприятий, задерживающих им выплату зарплаты, может появиться еще один инструмент воздействия на работодателя. Если такие долги перевалили за 300 тысяч рублей, они смогут обратиться в суд с иском о признании предприятия банкротом.

Такие новации содержатся в проекте закона, подготовленного министерством экономического развития.

Сейчас, напомним, инициировать банкротство имеют право кредиторы компании либо ее собственник. Наемные работники этого сделать не могут. Но минэкономразвития предлагает изменить схему. По разработанному проекту, трудовой коллектив должен выбрать на собрании своего представителя, который и будет отстаивать в арбитражном суде права сотрудников. К исковому заявлению должны быть приложены трудовые договоры и судебные акты, которые подтверждают наличие задолженности по зарплате. При этом требуется, чтобы компания имела признаки банкротства, то есть долги копились в течение трех месяцев, а их сумма превышала стоимость имущества. "Предлагаемые меры позволят повысить гарантии защиты прав работников путем обеспечения своевременного обращения в суд с заявлением о банкротстве работодателя и, как следствие, - повышение вероятности взыскания задолженности в полном объеме", - поясняют в министерстве.

300 тысяч долга на всех сотрудников не такая уж большая сумма, говорит исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев. Тем не менее новые правила полезны. Должны быть установлены четкие правила и стандарты, повышена ответственность работодателей, одобряет он. Новые нормы будут полезны прежде всего в тех случаях, когда собственники сознательно идут на нарушения и не платят зарплату.

Иски о банкротстве часто используются как способ давления при взыскании долгов, говорит руководитель корпоративной практики ФБК-право Александр Ермоленко. Так как эта процедура сопряжена для должника с определенными хлопотами, иногда действительно легче расплатиться. Тем более по российскому законодательству это можно делать на любой стадии процедуры банкротства, уточняет собеседник "РГ". "В то же время, - говорит он, - не уверен, что предлагаемым механизмом сумеют грамотно воспользоваться работники". К тому же в отношениях между работником и работодателем часто присутствует эмоциональная составляющая, иски могут быть инициированы из желания просто "попортить кровь", предполагает Ермоленко. А процедура банкротства - длительный процесс, она тянется годами, так что на скорый возврат денег в этом случае рассчитывать можно вряд ли. Еще один важный момент - довольно высокая доля "серых зарплат", отмечает Ермоленко. И для работников таких предприятий новая норма большой пользы не принесет: ведь по закону можно будет требовать только возмещения "белой" части зарплаты, говорит эксперт. Ответственность за невыплату зарплаты сейчас предусмотрена в Трудовом кодексе, существует и уголовная ответственность, напоминает Ермоленко. Если грамотно пользоваться этими инструментами, то у работников уже сейчас есть необходимые механизмы, чтобы добиваться справедливости, резюмирует он.

Впрочем, к массовым искам работников новые правила, скорее всего, не приведут. Ситуация с выплатами зарплат намного лучше, чем это было, скажем, в конце 1990-х годов, говорит Мурычев. По данным Росстата, на июль этого года суммарная задолженность по выплате зарплат составила 2,4 миллиарда рублей, тогда как во время кризиса долги доходили до 8 миллиардов рублей. Объем просроченной задолженности по зарплате составляет менее одного процента месячного фонда заработной платы. Более 99 процентов долгов образовалось из-за отсутствия у организаций собственных средств.

 

Регистрация сделок с жильем через Интернет вызовет новую волну мошенничества

Правительство страны и Минэкономразвития решительно взяли курс на введение в России электронных государственных услуг. Не исключением стал и рынок недвижимости. О грядущей регистрации прав и сделок с недвижимостью через Интернет рассказывает Олег Сухов, ведущий юрист "Первого Столичного Юридического Центра".

Минэкономразвития и Росреестр разработали поправки в закон "О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней", разрешающие подавать заявления на оформление сделок с недвижимостью в электронном виде. В данный момент документ проходит согласования и может быть внесен в Госдуму уже этой осенью.

Упомянутые поправки позволят подавать заявления на регистрацию сделок и записываться на прием в Росреестр через его официальный сайт в Интернете. Предполагается, что данные "революционные" новшества избавят заявителей от необходимости посещения регистрационной службы и придадут юридическую значимость процедуре подачи заявления на регистрацию прав на недвижимость в электронной форме. В результате, у сотрудников Росреестра не будет необходимости проверять каждое заявление в присутствии заявителя. Так, если права на объект ранее зарегистрированы, договор заключен в электронной форме и заверен цифровой подписью, весь пакет документов можно будет направить по электронной почте.

"Конечно, это очень интересное и полезное новшество, которое избавит население от необходимости занимать с рассветом очередь в окошко к регистратору, а затем в ней же проводить весь рабочий день, - отмечает адвокат Олег Сухов. - Однако, меня, как юриста рынка недвижимости, настораживают определенные обстоятельства, которые невозможно разрешить только через Интернет, то есть без личного присутствия заявителей на сделке. Например, как будут проверяться на подлинность правоустанавливающие документы и подписи сторон, кто и как будет определять личность обращающихся за регистрацией, и многие другие, очень важные для действительности сделок вопросы. Не исключено, что регистрация прав и сделок с недвижимостью через Интернет не только облегчит жизнь рядовых граждан, но и приведет к значительному увеличению числа сделок с участием мошенников".