О проблемах в подростковой среде в разговоре с председателем комиссии по делам несовершеннолетних

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в администрации Нижнеингашского района занимается координацией работы учреждений системы профилактики, выявлением семей, находящихся в социально опасном положении, воспитательно-профилактической работой с подростками.

О работе комиссии в интервью с её председателем – Главой района Пётром Александровичем Малышкиным.

– Пётр Александрович, на территории района осуществляет свою деятельность комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, которую в настоящее время возглавляете Вы. Не могли бы Вы рассказать нам, для чего создана эта комиссия и почему Вы решили её возглавить?

– Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав создана администрацией района и осуществляет свою деятельность на всей территории района в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Основными целями комиссии являются: координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение и защита прав и законных интересов несовершеннолетних и другое.

Одной из важнейших задач комиссии является рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также иных дел об административных правонарушениях, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, а также Законом Красноярского края «Об административных правонарушениях».

Кроме того, в соответствии с законодательством, члены комиссии наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях, которые также направляются для рассмотрения в комиссию.

Возглавляет комиссию председатель, который имеет двух заместителей. Общая численность комиссии вместе с её членами – 14 человек. Членами комиссии являются руководители органов и учреждений системы профилактики, осуществляющие свою деятельность на территории района. Все члены комиссии, в том числе председатель и заместители, работают на неоплачиваемой основе.

Комиссия имеет свой аппарат, который состоит их двух муниципальных служащих, работающих на постоянной основе.

Да, действительно, до недавнего времени комиссию возглавлял заместитель Главы района по социальным вопросам. После кадровых изменений я принял решение самостоятельно возглавить комиссию. Сделал это осознано, поскольку имелись и имеются недостатки в работе комиссии и других субъектов профилактики. Решить эти вопросы, повысить эффективность работы комиссии и всех субъектов профилактики, по моему убеждению, можно только тогда, когда ты сам работаешь в ней и видишь все эти проблемы изнутри.

Мне необходимо было также понять, почему при том, что в районе осуществляют деятельность более десяти субъектов профилактики детского и семейного неблагополучия, ситуация в этой сфере остаётся напряжённой.

Кроме того, мне, как Главе рай­она, крайне необходимо знать истинные масштабы детского и семейного неблагополучия в районе, в том числе для использования этих данных при решении вопросов в интересах несовершеннолетних.

Работа председателя комиссии действительно непростая. Требует много времени, которого, к сожалению, катастрофически не хватает, а также дополнительных знаний, в том числе при принятии решений по поступающим в комиссию материалам и делам.

– Отвечая на вопрос, Вы упомянули о субъектах профилактики безнадзорности. Не могли бы Вы назвать органы и учреждения, на которые возложены законом эти обязанности?

– Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определены в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Это: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы социальной защиты, управление образования, органы опеки и попечительства, а также по делам молодёжи, здравоохранения, службы занятости, внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы.

Все эти органы и учреждения осуществляют свою деятельность на территории района, наделены законом соответствующими полномочиями и обязанностью заниматься профилактикой и предупреждением безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Именно их деятельность обязана координировать районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав с целью повышения эффективности их работы и адекватного влияния на ситуацию, связанную с детским и семейным неблагополучием в районе.

– Комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях. Какие дела чаще всего приходится рассматривать  комиссии. Какие по ним принимаются решения?

– Я уже говорил, что в соответствии с законодательством комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав наделена государственными полномочиями рассматривать и принимать решения по делам об административных правонарушениях.

Практически постоянно в комиссию поступают такие дела и материалы из различных органов, в том числе из Отдела внутренних дел, в котором имеется специальное подразделение по делам несовершеннолетних.

Больше всего составляется протоколов на родителей или иных законных представителей, которые ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Немало среди них тех, которые ранее привлекались к ответственности за аналогичные правонарушения, и, как правило, решения по ним принимаются кардинальные, связанные с изъятием детей, находящихся в опасном положении, и, естественно, ставится вопрос об ограничении или лишении их родительских прав. Кстати, только в первом полугодии 2022 года комиссия поддержала четыре исковых заявления о лишении родительских прав и три заявления об ограничении в родительских правах.

В летний сезон массово поступают дела в отношении несовершеннолетних за нарушение правил дорожного движения, чаще всего за управление транспортным средством без прав управления. Родители доверяют детям авто или мототехнику, не только не думая о том, что подвергают жизнь и здоровье своих детей опасности, но и игнорируют то, что за такие нарушения установлена повышенная ответственность.

Так, например, за управление автотранспортным средством без права управления на виновное лицо может быть наложен штраф до 15 000 рублей, а за допуск к управлению транспортным средством лица, заведомо не имеющего права управления транспортным средством, на родителя или иного лица, предоставившего транспортное средство, налагается штраф в размере 30 000 рублей. И таких наказаний немало, однако количество аналогичных нарушений пока не уменьшается.

Не могу не сказать о таком распространённом правонарушении, как нахождение несовершеннолетних в общественных местах без сопровождения родителей в запрещённый период времени. К сожалению, и здесь наблюдается очевидное равнодушие со стороны родителей, которые позволяют своим детям вести бесконтрольный образ жизни, непонятно в каких местах и компаниях.

Чаще всего подростки собираются в чужих и свободных от родителей домах, либо квартирах, в неприспособленных для отдыха местах, в том числе в различных брошенных сооружениях, на автобусных остановках. Как правило, находясь в таких местах, подростки употребляют алкогольную продукцию, курят, нарушают общественный порядок. Родители, на которых составляются протоколы за подобные нарушения, делают вид, что они об этом ничего не знают, оправдываются и оправдывают своих детей.

Вместе с тем, не лишним будет напомнить таким родителям, что в этом году было зарегистрировано несколько случаев отравления детей алкогольной продукцией, которые находились без присмотра со стороны родителей. Зарегистрированы также различные правонарушения, которые совершали дети, находясь в общественных местах в запрещённый период времени без сопровождения родителей.

– Пётр Александрович, нам известно о фактах гибели детей по вине родителей. Не могли бы Вы прокомментировать такие
случаи?

– Да, действительно в этом году зарегистрировано несколько случаев гибели детей по причине недосмотра со стороны родителей, а в некоторых случаях по причине преступной халатности.

Так, например в Покровке в результате пожара погиб ребёнок и получил ожоги его младший брат. Дети были оставлены без присмотра в доме с запертыми дверями. Воспользовавшись бесконтрольностью со стороны родителей, дети смогли учинить пожар, последствия которого оказались тяжкими.

Трагический случай зарегистрирован в Канифольном, где мама «приспала» малолетнего ребёнка. Хотелось бы, чтобы эти факты стали уроком не только для родителей погибших ребятишек, но и для всех, у кого есть дети.

Все эти факты мы рассматривали на комиссии, соответствующие решения приняты и направлены для исполнения.

Заканчивая наш разговор, я бы хотел обратиться ко взрослым: если вы видите, что нарушаются права детей, дети бесконтрольны, оставлены без родительского надзора, совершают правонарушения, если родители не должным образом выполняют свои родительские обязанности, если вы стали свидетелем случаев жестокого обращения, насилия над детьми – обращайтесь в комиссию, в частности, ко мне, её председателю. В этом нет ничего постыдного: чем раньше мы узнаем о неблагополучии в семье, о нарушении прав ребят на достойную жизнь, тем больше возможностей исправить ситуацию.

На учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнеингашского района состоят 38 семей, находящих в социально опасном положении.

На 1 августа 13 семей сняты с учёта.

Из них: 5 семей по исправлению;

в связи с лишением родительских прав – 5;

со сменой жительства – 1;

в связи с арестом – 2.

В комиссии на учёте в связи с социально опасном положением состоят 23 подростка.

Из них: 8 – за кражи;

4 – за употребление алкогольной продукции;

2 – за самовольных уход;

5 – за побои;

по одному подростку – за управление транспортным средством без водительских прав, за хулиганство и совершение особо опасного деяния.

Сняты с учёта 15 несовершеннолетних, из них в связи с исправлением 7 подростков, 3 – в связи со сменой жительства, 5 – по достижению восемнадцатилетия.