Православие

6 мая

В православном церковном календаре это дата памяти праведника и великого мученика Георгия Победоносца – одного из самых почитаемых святых у славян. Имя Георгий не является русским, поэтому народ использовал его производные – Егорий и Юрий.

История

Святой Георгий родился в городе Белите, возле Ливанских гор. Его родители были зажиточными православными христианами. Они воспитали сына в любви к Богу и почитании законов Божьих. Благодаря умственному и физическому развитию и храбрости Георгий выбрал военную службу. Вскоре он стал главным начальником и любимцем правителя Диоклетиана. Последний вошел в историю как жестокий преследователь христианской веры.

Во время очередного суда над христианином Георгий услышал приговор о смертной казни. Он сознался своему повелителю, что не признает идолов в капищах, а истинным Богом считает лишь Иисуса Христа. Раздарил все, что имел, отпустил слуг и рабов, а после этого предстал перед Диоклетианом. Император расстроился и многократно предлагал Георгию передумать. Все его усилия были тщетными. Тогда он приказал подвергнуть Георгия пыткам.

Много дней палачи старались угодить императору и выбить из мученика хоть слово раскаяния и сожаления, но им это не удалось. Георгий переносил пытки стойко и мужественно, возносил молитвы Богу. Император понял, что ему не совладать с духом и верой Георгия. Он приказал обезглавить мученика. В 303 году в Никомидии приговор привели в исполнение.

 

15 мая День памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в Святом Крещении – Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным,

Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела – Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию – любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», – а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести, – они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, – замечает преподобный Нестор Летописец, – как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, – пишет летописец, – затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008–1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

 

17 мая

Вознесение Господне

Этот праздник, установленный еще во времена апостолов, ежедневно вспоминают все православные христиане, читая Символ Веры.

Этот день принадлежит к двунадесятым праздникам и отмечается не только в России, но и в Европе. Новый завет подробно описывает этот момент. Как известно, воскресший Иисус не один раз являлся перед взором своих учеников. Когда наступил сороковой день, он обратился к ним с просьбой собраться в древнем городе Иерусалим. В присутствие своих апостолов он снова вознесся в небо. Правда, после этого с небес спустилось два ангела, которые были одеты во все белое. Они поведали ученикам, что их учитель обязательно вернется. На самом деле в Евангелиях от Марка и Луки рассказывается о том, что Иисус заранее рассказывал своим ученикам о своем Вознесении. До конца четвертого века Троица и Вознесение были одним торжеством. Затем эти праздники были разделены.

Праздник отмечают 10 дней. Среду называют днем предпразднства. Во всех церквях совершают обряд отдания Светлого Воскресения. Служба ведется всю ночь. Священнослужители читают стихиры Цветной триоди. Утром звучат паремии из Евангелие от Марка. Следующие дни называют попразднеством. В церквях священники прославляют Вознесение Спасителя на небеса. В пятницу совершается обряд отдания Вознесения. Начиная с Пасхи и до Вознесения, священнослужители одеты в белые одежды.

Среди прочих действий в этот день принято вспоминать усопших. В России раньше существовала традиция – хозяйки делали из теста «небесные лесенки» для того, чтобы умершие родственники могли легче добраться до рая. Было принято приносить их на могилы предков. Иногда их относили прямо в поле. Считалось, что это способствовало хорошему урожаю. Лесенки помогали зерну быстрее подниматься к небу. Также на Руси существовала традиция печь «Христовы лапотки» — это блины, изготовленные особым образом. Древние предания гласили, что Иисус в промежутке между Пасхой и Вознесением обходит всех верующих. Ему «на дорожку» и пеклись эти кулинарные изделия. На Вознесение не разрешается работать. Обычно верующие ходят в гости или приглашают самых близких людей к себе в дом. Еще в этот день существовала традиция помогать убогим. Считалось, что под видом таких людей может ходить сам Спаситель. Также запрещалось плевать и мусорить, чтобы случайно не навредить Иисусу, который в это время под видом нищего ходит среди живых людей.

Троицкая суббота отмечается в субботу перед Троицей, на 48-й день после Пасхи. В 2018 году он приходится на 26 мая. В церковном православном календаре – это Вселенская родительская суббота, поминальный день.

Суббота седьмой недели по Пасхе – конец пасхального периода и последний день Ветхозаветной церкви. Церковь совершает поминальную молитву по усопшим праведным христианам, так как они принимают участие в домостроительстве спасения человека. Оно завершается в последующий день Сошествием Святого Духа. Считается, что в Троицкую субботу Господь особенно принимает молитвы даже за души, которые находятся в аду.

В этот день вспоминается последний фрагмент Евангелия от Иоанна, после которого идут деяния апостолов. В нем говорится о разговоре воскресшего Иисуса с апостолом Петром. Суть его в том, что каждый, кто пришел к Спасителю и покаялся в своих грехах, будет прощен и принят в дом Господа.

Традиции и обряды

В Троицкую субботу Православная церковь совершает всеобщее поминовение верных (крещеных) и оглашенных (еще не принявших крещение, но уже наставляемых в основах веры) усопших.

После посещения храма люди ходят на кладбище к умершим родственникам, поминают их ритуальной трапезой, украшают могилы зеленью, «разговаривают» с ними.

Родственники просят друг друга, особенно младших и старших представителей рода, простить «за все».

 

27 мая

Троица – один из 12 главных православных праздников. Он отмечается ежегодно в воскресенье, на 50-й день после Пасхи. В 2018 году Троица приходится на 27 мая. Официальное церковное название праздника – День Святой Троицы. Пятидесятница. Он установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию на 50-й день после воскресения Иисуса Христа. Праздник символизирует единство Святого Духа, Бога-Отца и Бога-Сына.

Праздник приурочен к событиям, которые произошли на 50-й день после Пасхи – сошествию Святого Духа на апостолов и Деву Марию. В это время ученики Иисуса Христа и Богородица находились в Сионской горнице в Иерусалиме. В три часа дня они услышали сильный шум, и на них сошел благодатный огонь. После этого апостолы получили дар говорить на разных языках, чтобы проповедовать учение Христа для народов мира. Это событие описано в Деяниях святых апостолов.

Троица имеет устоявшиеся церковные и народные традиции празднования.

В Православной Церкви она отмечается на протяжении трех дней. Духовенство облачается в одежды зеленого цвета, который символизирует вечную жизнь и животворение. Храмы украшаются ветками деревьев, а пол устилается свежей травой.

Накануне в субботу служится всенощное бдение. В день праздника читается Евангелие от Иоанна, совершается праздничная литургия.

Как украсить дом на Троицу

Для украшения домов люди используют молодые ветви деревьев, луговых трав и цветов. Главным символом является береза. Молодая зеленая листва символизирует круговорот жизни и молодость. Белый цвет веток олицетворяет чистые помыслы верующих. Ветки дуба, липы, клена и рябины призваны оберегать дом от злых духов.

Что нельзя делать на Троицу

Троица – великий православный праздник. В этот день нельзя заниматься тяжелым физическим трудом и домашними хлопотами. Следует посвящать время молитвам и близким людям. Нельзя ссориться и злиться на окружающих. По народным поверьям, в этот день запрещается купаться в природных водоемах. Люди верят, что на Троицу нечистая сила обретает облик мистических персонажей (русалок, водяных) и способна нанести вред.

Приметы и поверья на Троицу

  • Дождливый день – к хорошему урожаю грибов осенью.
  • В этот праздник не стоит играть свадьбу, иначе брак будет неудачным.
  • Устраивать сватовство на Троицу – хорошая примета. Будущий брак будет крепким и счастливым.
  • Пятидисятница – удачная пора для поиска кладов. В этот день земля способна щедро одарить человека богатством.
  • Хорошей приметой считается во время службы проливать слезы. Оплакивание травы символизирует богатый урожай и богатство.

Третий день Троицы называется днем Святого Духа. В этот день в церквях принято освящать воду. Люди берут траву и ветки, которыми украшались храмы, и приносят домой. Засушивают их и хранят весь год – они оберегают дом от болезней и бед.

 

Католичество

 

10 мaя – Вoзнeсeниe Хpистoвo (Вoзнeсeниe Гoспoднe) (Ascension of Jesus)

— вoзнeсeниe Иисусa Хpистa нa нeбo в пpисутствии учeникoв — aпoстoлoв из 12-ти — 40-й дeнь пoслe Пaсхи.

Пoслe тoгo, кaк Хpистoс Вoскpeс, учeники Хpистa oщущaли пpaздник. Всe 40 днeй Он инoгдa являлся им, тo кoму-тo oднoму, тo сpaзу всeм вмeстe. Учeники видeли, кaк Хpистoс пoднялся нaд зeмлeй, чтo былo симвoлoм тoгo, чтo пpи нaступлeнии кoнцa свeтa, Он тoчнo тaкжe вepнeтся нa зeмлю, кaк oтoшeл к Отцу. Пpи свoeм Вoзнeсeнии Хpистoс oбeщaл свoим учeникaм, чтo нa дeсятый дeнь спустится к ним кaк Утeшитeль oт Бoгa-Отцa в видe Святoгo Духa. Пpoизoйдeт Единoe явлeниe Святoй Тpoицы (Отцa, Сынa и Святoгo Духa).

 

20 мaя – Пятидeсятницa (Сoшeствия Святoгo Духa) (Pentecost)

(сoшeствиe Святoгo Духa нa aпoстoлoв в видe языкoв плaмeни нa 50-й дeнь пoслe Пaсхи) — 50-й дeнь пoслe Пaсхи.

Чepeз дeсять днeй пoслe Вoзнeсeния Гoспoдня сбылoсь oбeщaниe Гoспoдa Иисусa Хpистa, и к eгo учeникaм-aпoстoлaм oт Бoгa-Отцa спустился Святoй Дух в видe oгнeнных языкoв. Тeм сaмым учeники смoгли oвлaдeть всeми языкaми миpa и смoгли пpeпoдaвaть хpистиaнствo пo всeй Зeмлe.

 

27 мaяДeнь Святoй Тpoицы (Trinity Sunday)

С 14 вeкa пpaздникoм Тpoицы в Кaтoличeскoй Цepкви стaлo нaзывaться пepвoe вoскpeсeньe пoслe Пятидeсятницы. Тpoицa в хpистиaнских пpeдстaвлeниях — Бoг, сущнoсть кoтopoгo eдинa, нo Егo бытиe eсть личнoстнoe oтнoшeниe тpeх ипoстaсeй: Отцa — бeзнaчaльнoгo Пepвoнaчaлa, Сынa — aбсoлютнoгo Смыслa, вoплoтившeгoся в Иисусe Хpистe, и Духa Святoгo — живoтвopящeгo Нaчaлa. Пo кaтoличeскoй дoктpинe, Тpeтья ипoстaсь исхoдит oт Пepвoй и Втopoй (пo пpaвoслaвнoй — oт пepвoй).

 

31 мaяПpeсвятoe Тeлo и Кpoвь Хpистa (Corpus Christi)

Этот сравнительно новый католический праздник, официально учрежденный в память установления Иисусом Христом таинства причащения (евхаристии). Католическая церковь рассматривает евхаристию как священный дар, оставленный Христом своей церкви. Обычай впервые возник в 1247 году в Льежской епархии (Бельгия). В 1264 году папа Урбан IV сделал этот праздник общецерковным, даровав индульгенции всем, кто принимал участие в праздничной мессе. Чинопоследование праздника Тела Христова сочинил Фома Аквинский, и текст этой службы считается одним из красивейших в римском Бревиарии.

В Германии, Испании и ряде других европейских государств считается официальным праздничным днем. В Испании в этот день устраиваются массовые процессии под звон колоколов с хвалебными гимнами, со свечами и хоругвями в руках. Во главе идет священник и несет под балдахином дарохранительницу «с Христом». Процессии обставляются с особой пышностью, по пути ее поперек улиц протягивают гирлянды цветов, украшаются зеленью, цветами и коврами балконы близлежащих домов, дорога устилается живыми цветами. У четырех алтарей на открытом воздухе читается Евангелие, затем все отправляются в костел на праздничную литургию. Для Испании характерно участие в процессиях ряженых — аллегорических фигур великанов и карликов.

В Йорке, Уэйкфилде, Ковентри и других английских городах в 14, 15 и 16 веках эти процессии оказали значительное влияние на развитие драмы и драматического искусства. Сцены из Библии представлялись городскими ремесленниками: каждому цеху принадлежала одна повозка, на которой разыгрывалась определенная сцена (мистерия). Передвижные подмостки останавливались в определенных местах, где участники мистерии и разыгрывали свою сцену, так что зрители, оставаясь на месте, могли видеть представление из последовательности небольших пьес, которые составляли единый драматический цикл.

 

30 мaя – Дeнь святoй Жaнны д’Аpк (Feast of Saint Joan d’Arc)

Жанна д’Арк, покровительница военных и Франции. В 1920 году официальным указом папы Бенедикта XV Жанна д’Арк была причислена к лику святых, хотя люди поклонялись ей на протяжении веков.

Жанна д’Арк родилась в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии в семье обедневших дворян. В возрасте примерно 13 лет Жанна впервые, по её уверениям, услышала голоса архангела Михаила, святой Екатерины и святой Маргариты, которые пророчили ей особенную миссию по спасению Франции. Страна была в критическом положении — вся северная Франция была оккупирована англичанами, армия была крайне ослабленной, вставал вопрос о независимости французского государства.   Когда Жанне исполнилось 16 лет, она отправилась к капитану города Роберу де Бодрикуру и объявила о своей миссии. Высмеянная капитаном Жанна вынуждена была вернуться в деревню, однако через год повторила свою попытку. На этот раз,  поражённый её настойчивостью Роберт де Бодрикур, был более внимателен, а когда Жанна точно предсказала печальный для французов исход «Селедочной битвы» под стенами Орлеана, согласился дать ей людей, чтобы она смогла направиться к королю.  Поставленная во главе армии Жанна д’Арк,  проявила смелость и воодушевила народ на борьбу с врагом. Она прорвалась с войсками в осажденный англичанами Орлеан и 8 мая 1429 вынудила их снять осаду города, за что в народе ее стали называть Орлеанской девой. Ряд побед, одержанных Жанной д’Арк, позволил дофину Карлу (Карлу VII) 17 июля 1429 короноваться в Реймсе. Однако, король и аристократическая верхушка, напуганные широким размахом народной войны и растущей популярностью Жанны, фактически отстранили ее от командования армией.

23 мая 1430 года при вылазке из осажденного Компьеня Жанна д’Арк в результате предательства попала в плен к бургундцам и была продана англичанам. Церковный суд в Руане, где судьями были французы — пособники захватчиков, обвинил Жанну д’Арк в ереси и колдовстве и приговорил ее к сожжению на костре. Это произошло 30 мая 1431 года.
Через 25 лет после казни на новом церковном процессе по делу Жанны д’Арк, происходившем во Франции в 1456 году, она была торжественно реабилитирована, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт 6 канонизировал её.

 

31 мaя – Пoсeщeниe Дeвoй Мapиeй Елизaвeты (Visitatio Mariae)

Встpeчa Мapии и Елизaвeты, Пoсeщeниe Мapии— встpeчa Дeвы Мapии и пpaвeднoй Елизaвeты, сoстoявшaяся нeскoлькo днeй спустя пoслe Блaгoвeщeния; oписaнa в Евaнгeлии oт Луки (Лк.1:39-56). Сoглaснo Евaнгeлию oт Луки, узнaв пpи Блaгoвeщeнии oт apхaнгeлa Гaвpиилa o тoм, чтo eё нeмoлoдaя бeздeтнaя двoюpoднaя сeстpa Елизaвeтa нaкoнeц-тo бepeмeннa, Дeвa Мapия нeмeдлeннo oтпpaвилaсь из Нaзapeтa нaвeстить eё в «гopoд Иудин». Кoгдa Елисaвeтa услышaлa пpивeтствиe Мapии, взыгpaл млaдeнeц вo чpeвe eё; и Елисaвeтa испoлнилaсь Святaгo Духa, и вoскликнулa гpoмким гoлoсoм, и скaзaлa: «Блaгoслoвeннa Ты мeжду жeнaми, и блaгoслoвeн плoд чpeвa Твoeгo!»

 

Мусульманство

 

1 мая – Ночь Бараат.

Верующие уверены, что в эту ночь Аллах способен не только простить грехи, долги, но и покарать, воздать за прегрешения. Именно поэтому мусульмане в этот день молятся с особым трепетом и обещают не совершать ничего скверного.

2 мая – День рождения имама Махди.

Махди (араб. مهدي‎‎) — в исламе — своего рода мессия (масих), который появится перед концом света. В Коране Махди не упоминается, но идея мессии широко толкуется в хадисах пророка Мухаммеда. Первоначально Махди отождествлялся с пророком Исой (Иисусом), который должен возвестить приближение Судного дня (киямата). Потом Махди стал мыслиться как самостоятельный образ обновителя веры.

17 мая – начало Священного месяца Рамадан.

Рамадан (в некоторых странах называют Орозо, Рамазан) – наиболее уважаемый в исламской культуре пост. Продолжительность – месяц. В это время верующим запрещено употреблять пищу и воду в светлое время суток, сквернословить, курить, вступать в половую близость. Главная цель – очиститься духовно и телесно, осознать свои ошибки и не допускать их впредь. В эту же дату совершают и малое паломничество, Умра.

Полный отказ от простых человеческих нужд даже в самые жаркие и изнурительные дни дает возможность мусульманам продемонстрировать силу своей веры. Во время поста мусульмане стремятся обуздать свои инстинкты и страсти (нафс). Помимо внешней чистоты в этот месяц постящийся старается строже соблюдать чистоту внутреннюю — освобождение от всех мыслей и действий, оскверняющих человека. Пост мусульманина, чьи дела и мысли нечисты и не богоугодны, считается недействительным ибо «Аллах не нуждается в воздержании от еды и питья того, кто не оставил ложь». Мусульмане считают, что соблюдение духовного и телесного поста в месяц Рамадан чрезвычайно позитивно воздействует на их души.

В этот месяц мусульмане подходят к исполнению молитв более ответственно, чем в обычные месяцы, читают Коран, совершают добрые дела, раздают добровольную (садака) и обязательную (закят) милостыни. Многие мусульмане, которые по каким-либо причинам перестают совершать намазы, чаще всего в этот месяц возвращаются к соблюдению этого столпа ислама. Именно поэтому мусульмане с благоговением ждут Рамадан.